меньше нервов - больше кофе:) ©
Джайлз: You have to stop thinking. Let it wash over you…
Святой Джайлз был покровителем больниц, а так же тем, кто защищает, помогает в беде. Наш Руперт тоже не зря носит такую фамилию.
Софос – ум, father figure Скубиков, тот, на кого они всегда опираются, ищут поддержки и всегда находят, тот, кто дает им ощущение того, что они все еще дети и в каком-то плане отгораживает от столкновения с жизнью. Сон Джайлз начинается и заканчивается часами. Ими он гипнотизирует Баффи, как гипнотизировал в 3.12 «Helpless», правда, на этот раз Баффи – это все тот же ребенок из сна Ксана, впрочем, даже больше. Мы ведь видим людей такими, какими они есть в нашем сознании. В сознании Джайлза Баффи - все еще маленькая девочку, которую оберегает, навивая спокойствие, предлагая ей то, чего хочет от него Первая Истребительница: «Ты должна перестать думать». Перед нами Джайлз первого сезона – твидовый костюм, часы, маленькая Баффи. Если Баффи начнет думать самостоятельно, то он не будет ей нужен, она сама будет решать, что ей делать, выбирать свою судьбу.
читать дальшеСамый большой страх Джайлза – оказаться ненужным, невостребованным, стать обузой. А если с другой стороны – не боится ли Джайлз, что его Истребительница не понимает своего предназначения, что она все еще ребенок и не подготовлена так, как он бы того хотел? Или с третьей стороны – не ребенок ли в душе сам Джайлз? «Так ведут себя мужчина и женщина с самого начала…». From the beginning? Это у меня глюк или седьмой сезон? Мужчина и женщина с самого начала играют в игры, мужчина думает, что гипнотизирует женщину, а женщина думает, что, как всегда, обвела его вокруг пальца. Так они ведут себя с самого начала…
Джайлз, Оливия с коляской и Баффи в парке развлечений Саннидейла. Баффи – все тот же капризный ребенок, а Джайлза, как будто, разрывает на две части – с одной стороны он Наблюдатель, а с другой – Потрошитель. Или нет?
OLIVIA: Does she always want to train this badly?
GILES: Well, it appears she's never heard the fable about patience. (Buffy pulls them through crowds of people. Carnival booths, colorful lights.
OLIVIA: Which one is that?
GILES: The, the one about the fox, and the, uh, less patient fox.
Лисица – один из самых ярких и пригодных зверей для сказок-аллегорий, для басен, правда, если в кириллической традиции лисица – это животное скорее хитрое, то в англо-саксонской, лисица – животное прежде всего умное, а потому это символ самого Джайлза, к которому вполне подходит знаменитая пословица clever as a fox. Баффи здесь – нетерпеливый и капризный ребенок, вампиры для нее уже не враги, а аттракцион, Оливия же надоедает своими расспросами, чего за ней вообще-то не наблюдалось.
GILES: (exasperated) Buffy, you have a sacred birthright to protect mankind.
Джайлз произносит в этом сне все свои знаменитые фразы, далее пойдет про кровь ягненка – ритуальную жертву. Для меня это всегда была кровь Дон – он уговаривал Баффи пожертвовать Дон во имя того, что она призвана защищать – во имя человечества.
Баффи запачкалась сладкой ватой, однако не вату видит на ее лице Джайлз, он понял, почти раскусил, он узнал Первую Истребительницу в отблеске глины на лице у Баффи. «I know you» тут же меняется на окрик Спайка.
Итак, снова мужской сон и снова Спайк, но нет Райли. Спайк и Райли у нас одно целое, но во сне Джайлза Спайка все-таки больше похож на себя, впрочем, что делает его склеп в парке аттракционов? Спайк сделал себя живым аттракционом и это действительно так. Правда, он информационный аттракцион – ему платят деньги, бьют в нос и получают информацию, затем, правда, начинают бить в нос уже для другой цели и он становится секс-аттракционом, но это совсем другая история. Спайк зовет Джайлза и Оливию за ним, иначе пропустят все интересное. Баффи исчезает из сна Джайлза и больше в нем не появляется, он упустил свой шанс. Это была его часть общей пустыни.
Позы Спайка напоминают старые фотографии Джеймса Дина, недаром его называют Джеймсом Дином среди вампиров. Но у нас расклад не совсем таков. Черно-белое и цветное – две реальности Джайлза. Мир в Баффиверсе уже давно не черно-белый, еще со времен первого сезона, вампиры – уже давно не главные враги Баффи, как это было изначально, а Спайк-вампир для Джайлза не враг тем более. Спайк – живое подтверждение тому, что идеально-белого и идеально-черного в этом мире не бывает. Кроме того, он тот вампир, которого они так и не смогли убить. Спайк и Оливия – два выбора Джайлза. Спайк символизирует Саннидейл, Оливия – Англию и он должен выбирать между ними (Джайлз выберет Англию уже в 5.01 «Buffy vs. Dracula», а окончательно – в 6.01 «Bragainig, part 1»), понять, тратит ли он тут свое время и на что:
GILES: (very confused) What am I supposed to do with all of this?
SPIKE: (offscreen) You gotta make up your mind, Rupes.
SPIKE: What are you wasting your time for?
SPIKE: Haven't you figured it all out yet, with your enormous squishy frontal lobes?
GILES: I still think Buffy should have killed you.
И, кроме Спайка, указать на это ему некому. Никто больше никто не говорил всю правду Джайлзу в глаза так, как он. В тоже время, здесь Джайлз и Спайк – скорее одно целое. Спайк – тот, кем стал бы Джайлз, если бы выбрал между Наблюдателем и Потрошителем второго, а Джайлз – тот, кем мог бы стать Спайк, если бы не выбрал стать вампиром. И если посмотреть с этой стороны, то символика сцены Спайк/Джайлз во сне у Ксана проступает намного сильнее.
Джайлз жалеет о том, что Баффи не убила Спайка (и пожалеет об это снова в 7.17 «Lies My Parents Told Me») и он замирает в позе распятого Христа. На крест, как Иисус, Спайк повесит себя сам в 7.02 «Beneath You», а в 7.22 «Chosen» закончит эту параллель, отсылку из финала на три сезона раньше, умирая в почти той же позе и вызывая прямые ассоциации на библейские темы. Кстати, в этом эпизоде за Оливией стоит статуя Девы Марии.
Джайлз встречает человека с сыром, но не обращает на него должного внимания, впрочем, как и все остальные. И попадает в «Бронз» – место, где он чувствует себя наименее комфортно в толпе молодежи, он - человек другого поколения, хотя в клубе почему-то стоит его диван, на котором сидят Уиллоу и Ксан с дыркой вместо сердца. На сцене Аня – развлекает публику, как придется ей самой развлекать (объяснять) гостей, после того, как Ксан бросит ее возле алтаря в «Hell’s Bell», хотя, как и здесь, он пообещал ей быть там вместе с ней.
WILLOW: Do you know this is your fault? (While Giles talks, we still see Anya in the background telling her joke.) GILES: We have to think of the facts, Willow. I'm very busy. I have a gig myself, you know.
WILLOW: (sighs) Something's after us. It's, uh, like some primal ... some animal force. (In the background we see Anya doing a funny walk.)
GILES: That used to be us.
XANDER: Don't get linear on me now, man.
То, чего боится Джайлз – в том, что они могут умереть, его вина, у него не хватило времени, он не проверил, а Уиллоу говорит ему об изначальной силе, и Джайлз автоматически говорит, что это были они. Ксан у него в снах – тот, кто вечно отлынивает от ответственности, ведь идея с объединением была его, помните?
WILLOW: Rupert. (Giles turns to look at her) You've gotta focus. You must have some kind of explanation. If we don't know what we're fighting, I don't think we stand a chance.
Да, Уиллоу права, только он может их спасти, но для этого надо взять себя в руки, сосредоточиться и начать думать, а способен ли он сейчас на это? Джайлз уже видел тьму, которую искал Ксан в своем сердце, он устал, безумно устал, он хочет стать свободной птицей. Помните его песню в «The Yoko Factor»?
Джайлз на сцене – в четвертом сезоне Джайлз пел уже два раза, это же не только логичное продолжение его образа в этом сезоне, но и спойлер к 6.07 «Once More With Feeling», он поет вместо того, чтобы говорить:
Strange, it's not like anything we faced before,
But it seems familiar somehow.
Of course. The spell we cast with Buffy must have released,
Some primal evil that's come back seeking,
I'm not sure what.
Willow, look through the chronicles for a reference to a warrior beast.
I've got to warn Buffy. There's every chance she might be next.
And Xander, help Willow. (Xander and Willow hold up cigarette lighters)
And try not to bleed on my couch I've just had it steam cleaned.
В его песни нам наконец-то говорят практически прямым текстом, что стало причиной появления Первой Истребительницы. И в тоже время – отсылка к «Хроникам Нарнии» или к хроникам Наблюдателей? И все равно этот аккуратный до боли Джайлз: «Ксандер, не запачкай мой диван кровью, я только что его почистил!».
Кстати, сон Джайлза – самый короткий из всех, он понял все намного раньше, даже не смотря на то, что у него во сне нету гида – нету Тары.
Внутренняя неосуществившаяся мечта Джайлза – стать рок-звездой. Вся атрибутика присутствует – наклон микрофона, группа, балдеющая публика с зажигалками. Помните его фотографию в молодости в 2.08 «The Dark Age». За роялем – Кристофер Бек, композитор Баффи, все остальные инструменты – группа «Four Star Mary», которая стоит за всеми песнями группы Оза «Dingoes Ate My Baby».
Джайлз ползет вдоль штор – опять шторы! – по проводу и находит те самые часы, его сон замыкается в круг и он понимает, что сейчас произойдет.
GILES: Well, that was ... obvious. (We see the dark-haired creature braced on the wall above him, holding a weapon.) GILES: I know who you are. (Another shot of the creature. Its weapon looks like a stake.)
GILES: And I can defeat you ... with my intellect. (We see the creature approaching from behind) I ... can cripple you with my thoughts. (It grabs his hair, puts a weapon against his forehead) Of course, you underestimate me. You couldn't know.
Он мог бы побороть ее своим умом, но Джайлз больше не доверяет своему уму, как Уиллоу – своему духу, а Ксандер – своему сердцу, а потому ему никогда не побороть ни свои страхи, ни Первую Истребительницу… У нее никогда не было Наблюдателя? Да, шаманы тогда еще не были Наблюдателями, они только стали ими…
Баффи: It’s all about power
Имя Баффи в некотрых языках означает «бык». Баффи – воин, Истребительница, последняя защитница Адской Пасти, последняя Истребительница. Но тогда она еще не осознала даже своего истребительства как такового, тогда она еще даже не начала понимать то, к чему пришла к концу пятого сезона (про седьмой я вообще молчу). Но Баффи – всегда Баффи, она всегда в первую очередь Баффи, а потом уже Истребительница. Во всем, начиная от отношений с друзьями (помните, нет пророчества про Истребительницу и друзей, она всегда одна) и заканчивая выбором в «The Gift». Даже в названии сериала – она сначала Баффи, а потому уже – Истребительница вампиров, хотя вполне можно было бы поставить наоборот. Ведь от перемены мест слагаемых сумма не меняется? Еще как меняется, еще как…
Манус – рука, то, что контролирует всех и то, что объединяет, сами руки ничего не могут, руками управляет ум, сердце и дух, которые, в свою, очередь не могут без руки – она их объединяет в единое целое.
Сон Баффи начинается в ее кровати в общежитии. В кровате Уиллоу возле нее лежит Аня.
ANYA: (whispers offscreen) Buffy! Wake up!)
ANYA: (whispers) Buffy, you have to wake up right away!
BUFFY: I'm not really in charge of these things. (Closes eyes)
ANYA: (anxious) Please wake up. Oh please.
BUFFY: (opens eyes) I need my beauty sleep. So stop it, okay?
Почему Аня? Потому что она – одно из связующих звеньев, последняя надежда Баффи – если бы она проснулась тогда, то не было бы всего, что случилось дальше, кроме того, Аня – единственная, кто остался. Нет ни Джайлза, ни Ксана, ни Уиллоу.
А Первая Истребительница приковала цепью к потолку. Помните, как шаманы делали Первую Истребительницу и как они хотели сделать тоже самое с Баффи в «Get It Done»?
Баффи засыпает и просыпается в комнате Джойс в кровати, которую они только-только застелили с Фейт во сней Фейт в 4.15 «This Year’s Girl», но Баффи не помнит, для кого они стелили кровать, хотя Фейт тогда четко сказала о том, что скоро приедет маленькая сестричка и надо быть готовой.
BUFFY: (looking back at bed) The guys aren't here, are they? We were gonna hang out (looks at Tara) and, watch movies t-
TARA: You lost them.
BUFFY: No. (Looks confused) No. I think they need me to find them. (Shot of the digital alarm clock next to the bed, showing 7:30 AM.)
BUFFY: (upset) It's so late.
TARA: Oh ... that clock's completely wrong. Here. (Shot of Tara's hands holding out the Tarot card "Manus" (the hands). It has a picture of two hands crossed, one open, the other balled into a fist.)
BUFFY: I'm never gonna use those. (Buffy's face in profile. Tara's face out of focus in background.)
TARA: You think you know ... what's to come ... what you are. You haven't even begun. (Shot of the bed, now neatly made.) (Buffy frowns.)
BUFFY: I think I need to go find the others. (She leaves.)
TARA (softly) Be back before dawn.
Почему опять Тара? Но она же гид, проводник, тот, кто ведет нас по снам. Изначально на ее месте здесь должна была быть Фейт, чтобы продолжить эту аллюзию к прошлым сериям, но почему бы не сделать запутаннее? Тара, как и во сне Уиллоу, неразрывно связана с этой кроватью и она снова задает вопросы. Тара – знакомое для Баффи, в чем-то родное лицо и, в тоже время, сильная ведьма. Кто она здесь? Powers That Be?
Что самое страшное для Баффи? Что ее главная слабость? Потерять друзей. Она не может без них, они ее слабость и ее сила, то, что она ценит в этой жизни больше всего. Она не мыслит себя без них. Поните 6.17 «Normal Again»? Пропадали друзья, пропадала вселенная в мозгу сумасшедшей Баффи. Первая, почти рефлекторная реакция на слова Тары о том, что он их потеряла – идти искать. Но ее останавливает то, что уже так поздно. Часы показывают 7:30. «Graduation Day, part 2» - 730 дней до смерти Баффи в «The Gift». Тара же говорит, что часы идут неправильно, еще не пришел ее час – как не придет ее час в «The Gift», несмотря на то, что она таки умерла, выбрав между Баффи и Истребительницей, несмотря на то, что Тара указала ей правильную карту – руку, ее часы – ее сила, она сама. Но она не думает, что сможет когда-либо их использовать, она не знает, как правильно использовать свою силу, она не знает, что стоит за ней. «You think you know…what’s come…what are you. You’ve haven’t even began». Она еще не начинала, она не понимает «что» она, не понимает свою силу и эту же фразу она услышит, заглянув в будущую комнату Дон, эту же фразу слово в слово повторит ей Дракула в «Buffy vs. Dracula». Повторы важны для каждого – у Уиллоу: «Это не костюм!», у Ксана: «Это не выход!». В них – соль сна, а каждый сам солит свои сны. Но Баффи должна найти друзей и найти она должна их до рассвета – до пробуждения, до нового начала, до Дон… Пожалуй, «be back before Dawn» - самый явный спойлер серии, который воплотится в жизнь уже в следующей серии. Она должна быть здесь для Дон, потому что все, что будет происходяить с ней дальше, неразрывно связано с Дон, но она не может потерять друзей, их надо найти, она не может остаться одна.
Мишель Трахтенберг была на съемках этой серии, хотя она тогда еще не знала, что будет играть Дон. Что-то в этом есть? Определенное есть…
Баффи снова в школе. На ней платье, котрое ей подарят в 5.12 «Checkpoint». Сюда возвращаются они все. И, как и в школьные дни, она снова ищет друзей. А находит маму. Правда, теперь мама живет в стене и играет в Mahjong (кажется, китайская игра, которой более 2-х тысяч лет, в Штатах была популярна в 20-х годах ХХ века, и в которой играющие переодеваются в 144 разных костюма – ровно 144 серии в «Баффи»). Что это за метафора? Родители всегда за стенами. Когда приходит время, они отгораживаются от нас, стараются не вмешиваться в нашу жизнь, но в тоже время мы всегда чувствуем их присутствием. За стеной. Хотя я вижу эту метафору немного по-другому – она предвестник смерти Джойс, которая выглядывает из этой стены, как из гроба с дырой. В стенах живут привидения, которым скоро станет Джойс. И Баффи уже начинает беспокоить то, что происходит, внутренне она чувствует, что эта стена несет что-то нехорошее, пугающее, но у нее есть цель – найти друзей. Мама же осталась позади, в школе, в детстве.
Она видит на ступеньках лестницы Ксана и следует за ним. Это ее лестница снова в той же метафорической форме – лестница есть взросление, правда, Баффи кажется, что Ксан всегда на пару ступенек выше, чем она, он уже начал взрослеть, а она – все еще ребенок, который, к тому же, не знает своего назначения. Но она должна найти друзей, взойти по лестнице…
А лестница ведет на первую ступень ее взросления – в Инициативу, к Райли.
RILEY: Hey there, killer.
BUFFY: (offscreen) Riley? You're back.
RILEY: I never left.
Он не называет ее по имени. То, его боится Баффи – он не видит в ней ее настоящую, он видит только Истребительницу, только Убийцу. «I never left» - отсылка к тому, что он таки уйдет в 5.10 «Into the Woods», как и Оз, который говорит Уиллоу: «I’ve been here forever». Он выберет между Баффи и Инициативой и Баффи уже подсознательно это знает.
Что же здесь? То, к чему нас всегда ведет Ведон – женская сила. Женская сила против мужской. Баффи против Райли.
BUFFY: (offscreen) But how did the debriefing go?
RILEY: I told you not to worry about that. It went great. They made me surgeon general. (Shot of Buffy looking surprised.)
BUFFY: Why didn't you come and tell me? We could have celebrated. (Shot of Riley sitting in the chair, wearing a suit.)
RILEY: Oh. (Looks at the other man ) We're drawing up a plan for world domination. (Looks back at Buffy, pleased.) The key element? Coffeemakers that think.
Они сделают его генералом, хоть это и утрированный вариант, они предложат то, от чего он не сможет отказаться, и он согласится принять это, он снова будет работать на тех, кто хочет править миром. «Key element» - это уже спойлер из другой оперы, это снова Дон и здесь тогда править миром будет Глори, а Баффи весь следующий сезон будет бороться с той, которая захочет разрушить ее мир все в тех же мирных целях – просто вернуться домой. Как и Инициатива, как и правительство вообще. Все преследуют мирные цели.
Райли и пистолет сняты в стиле «Джеймса Бонда», пистолет – метафора человеческой агресии, кстати, кроме как у Райли и Уоррена (Уиллоу/Уоррен в 7.13 «Killer In Me» - это все тот же Уоррен), никаких пистолетов в BtVS никогда не было, а вот Адам – единение человека и демона, в каком-то плане – Спайк, метафора того, о чем будет говорить весь седьмой сезон Изначальное – демон всегда живет внутри нас, зло всегда в нас, но внутри и источник его – мы сами. Адам не только наш Адам, Франкенштей рук профессора Волш, он еще и Адам из Эдемского сада и у него все еще много работы – всем надо дать имена (помните, чем занимался Адам с Эдемском саду?).
RILEY: It's what we do.
OTHER GUY: She's uncomfortable with certain concepts. (He's wearing a suit too, with no jacket.) It's understandable. Aggression is a natural human tendency. (Looks at Buffy) Though you and me come by it another way. (Shot of Buffy with the dark-haired creature behind her.)
BUFFY: We're not demons.
OTHER GUY: Is that a fact?
Факт ли то, что Истребительница - не демон? Все мы демоны в чем-то. А Истребительница сделана из демонической энергии, она ее часть. Но об этом позже – для этого есть «Get It Done».
Баффи узнает Адама, и пришло время уничтожить Инициативу, демоны вырвались на волю, но у Баффи есть оружие. Что есть оружие Баффи? Рука, ее сила, пришло время стать Истребительницей, как оно пришло в «Get It Done», когда Вуд принес ей ту самую сумку, которую Баффи открывает в «Restless» и в которой находит глину. Глина – это время и одновременная отсылка ко сну Джайлза и к Первой Истребительнице. Глина – символ Истребительницы, и только приняв ее часть Баффи попадает в свою часть пустыни. Помните, она сказала Ксану, что время еще не пришло. Сейчас оно наступило.
Кстати, здесь ключом есть Райли, который все больше напоминает Спайка – называет ее убийцей и говорит почти его фразами: «Я думал, ты хочешь найти друзей, так чего же ты ждешь?». И Баффи снова на пути к своей цели.
Но она никогда не найдет их в пустыне и потому она там. Она одна. Тара – ее гид. Изначально на месте Тары должен был быть Ангел. Но я даже не знаю, кто из них смотрелся бы лучше. И Тара ей не снится, ее одолжили, потому что кто-то должен говорить вместо Первой Истребительницы.
BUFFY: Why do you follow me? (The woman shakes her head.)
TARA: (offscreen) I don't.
BUFFY: Where are my friends? (Shot of the woman backing away from Buffy, still crouching down low.)
TARA: (offscreen) You're asking the wrong questions.
Баффи все еще ищет друзей, хотя должна спросить совершенно о другом, она должна найти силу Истребительницы и задает не те вопросы. Как задавала не те вопросы Спайку в 5.07 «Fool For Love», как снова задавала не те вопросы духу Первой Истребительницы в 5.18 «Intervention». Она должна узнать то, чего боится – Истребительница всегда одна, у нее нет друзей и смерть – ее дар. В ней говорит голос смерти, голос крови, она деструкция, абсолют, а в мире Баффи, который Баффи видит на карте, Истребительница не живет. В конце мы всегда одиноки, в смерти одиноки все.
TARA: (offscreen) I have no speech. No name. I live in the action of death, the blood cry, the penetrating wound. (The woman straightens up and looks Buffy in the eye.)
TARA: I am destruction. Absolute ... alone. (Buffy frowns.)
BUFFY: The Slayer. (The other woman looks at her.)
Tara: (offscreen) The first.
BUFFY: I am not alone.
TARA: The Slayer does not walk in this world.
BUFFY: I walk. (Side shot of the three of them.)
BUFFY: I talk. I shop, I sneeze. I'm gonna be a fireman when the floods roll back. (Shot of the First Slayer lifting her chin in anger.)
BUFFY: (offscreen) There's trees in the desert since you moved out.
Баффи, конечно, может стать пожарником, но отказаться от силы Истребительницы? Она еще ничего о ней не знает, но она знает абсолютно четко, что она не может быть одна. И даже человек с сыром уже никого не смущает. Многое изменилось со времен Первой Истребительницы и теперь есть пророчество об Истребительнице и ее друзьях, потому что эта Истребительница – не такая, как все, эта Истребительница – часть целого, часть человечества, которое она защищает, часть других людей, как и они – часть ее. Она – рука своего сердца, своего духа и своего ума и только она может освободить их. «That’s it! I’m waking up!». Она не источник ее силы и она не может убить этот источник в ней. Она сделала свой выбор и выберет снова в «The Gift», как выберет позже и в «Chosen».
Святой Джайлз был покровителем больниц, а так же тем, кто защищает, помогает в беде. Наш Руперт тоже не зря носит такую фамилию.
Софос – ум, father figure Скубиков, тот, на кого они всегда опираются, ищут поддержки и всегда находят, тот, кто дает им ощущение того, что они все еще дети и в каком-то плане отгораживает от столкновения с жизнью. Сон Джайлз начинается и заканчивается часами. Ими он гипнотизирует Баффи, как гипнотизировал в 3.12 «Helpless», правда, на этот раз Баффи – это все тот же ребенок из сна Ксана, впрочем, даже больше. Мы ведь видим людей такими, какими они есть в нашем сознании. В сознании Джайлза Баффи - все еще маленькая девочку, которую оберегает, навивая спокойствие, предлагая ей то, чего хочет от него Первая Истребительница: «Ты должна перестать думать». Перед нами Джайлз первого сезона – твидовый костюм, часы, маленькая Баффи. Если Баффи начнет думать самостоятельно, то он не будет ей нужен, она сама будет решать, что ей делать, выбирать свою судьбу.
читать дальшеСамый большой страх Джайлза – оказаться ненужным, невостребованным, стать обузой. А если с другой стороны – не боится ли Джайлз, что его Истребительница не понимает своего предназначения, что она все еще ребенок и не подготовлена так, как он бы того хотел? Или с третьей стороны – не ребенок ли в душе сам Джайлз? «Так ведут себя мужчина и женщина с самого начала…». From the beginning? Это у меня глюк или седьмой сезон? Мужчина и женщина с самого начала играют в игры, мужчина думает, что гипнотизирует женщину, а женщина думает, что, как всегда, обвела его вокруг пальца. Так они ведут себя с самого начала…
Джайлз, Оливия с коляской и Баффи в парке развлечений Саннидейла. Баффи – все тот же капризный ребенок, а Джайлза, как будто, разрывает на две части – с одной стороны он Наблюдатель, а с другой – Потрошитель. Или нет?
OLIVIA: Does she always want to train this badly?
GILES: Well, it appears she's never heard the fable about patience. (Buffy pulls them through crowds of people. Carnival booths, colorful lights.
OLIVIA: Which one is that?
GILES: The, the one about the fox, and the, uh, less patient fox.
Лисица – один из самых ярких и пригодных зверей для сказок-аллегорий, для басен, правда, если в кириллической традиции лисица – это животное скорее хитрое, то в англо-саксонской, лисица – животное прежде всего умное, а потому это символ самого Джайлза, к которому вполне подходит знаменитая пословица clever as a fox. Баффи здесь – нетерпеливый и капризный ребенок, вампиры для нее уже не враги, а аттракцион, Оливия же надоедает своими расспросами, чего за ней вообще-то не наблюдалось.
GILES: (exasperated) Buffy, you have a sacred birthright to protect mankind.
Джайлз произносит в этом сне все свои знаменитые фразы, далее пойдет про кровь ягненка – ритуальную жертву. Для меня это всегда была кровь Дон – он уговаривал Баффи пожертвовать Дон во имя того, что она призвана защищать – во имя человечества.
Баффи запачкалась сладкой ватой, однако не вату видит на ее лице Джайлз, он понял, почти раскусил, он узнал Первую Истребительницу в отблеске глины на лице у Баффи. «I know you» тут же меняется на окрик Спайка.
Итак, снова мужской сон и снова Спайк, но нет Райли. Спайк и Райли у нас одно целое, но во сне Джайлза Спайка все-таки больше похож на себя, впрочем, что делает его склеп в парке аттракционов? Спайк сделал себя живым аттракционом и это действительно так. Правда, он информационный аттракцион – ему платят деньги, бьют в нос и получают информацию, затем, правда, начинают бить в нос уже для другой цели и он становится секс-аттракционом, но это совсем другая история. Спайк зовет Джайлза и Оливию за ним, иначе пропустят все интересное. Баффи исчезает из сна Джайлза и больше в нем не появляется, он упустил свой шанс. Это была его часть общей пустыни.
Позы Спайка напоминают старые фотографии Джеймса Дина, недаром его называют Джеймсом Дином среди вампиров. Но у нас расклад не совсем таков. Черно-белое и цветное – две реальности Джайлза. Мир в Баффиверсе уже давно не черно-белый, еще со времен первого сезона, вампиры – уже давно не главные враги Баффи, как это было изначально, а Спайк-вампир для Джайлза не враг тем более. Спайк – живое подтверждение тому, что идеально-белого и идеально-черного в этом мире не бывает. Кроме того, он тот вампир, которого они так и не смогли убить. Спайк и Оливия – два выбора Джайлза. Спайк символизирует Саннидейл, Оливия – Англию и он должен выбирать между ними (Джайлз выберет Англию уже в 5.01 «Buffy vs. Dracula», а окончательно – в 6.01 «Bragainig, part 1»), понять, тратит ли он тут свое время и на что:
GILES: (very confused) What am I supposed to do with all of this?
SPIKE: (offscreen) You gotta make up your mind, Rupes.
SPIKE: What are you wasting your time for?
SPIKE: Haven't you figured it all out yet, with your enormous squishy frontal lobes?
GILES: I still think Buffy should have killed you.
И, кроме Спайка, указать на это ему некому. Никто больше никто не говорил всю правду Джайлзу в глаза так, как он. В тоже время, здесь Джайлз и Спайк – скорее одно целое. Спайк – тот, кем стал бы Джайлз, если бы выбрал между Наблюдателем и Потрошителем второго, а Джайлз – тот, кем мог бы стать Спайк, если бы не выбрал стать вампиром. И если посмотреть с этой стороны, то символика сцены Спайк/Джайлз во сне у Ксана проступает намного сильнее.
Джайлз жалеет о том, что Баффи не убила Спайка (и пожалеет об это снова в 7.17 «Lies My Parents Told Me») и он замирает в позе распятого Христа. На крест, как Иисус, Спайк повесит себя сам в 7.02 «Beneath You», а в 7.22 «Chosen» закончит эту параллель, отсылку из финала на три сезона раньше, умирая в почти той же позе и вызывая прямые ассоциации на библейские темы. Кстати, в этом эпизоде за Оливией стоит статуя Девы Марии.
Джайлз встречает человека с сыром, но не обращает на него должного внимания, впрочем, как и все остальные. И попадает в «Бронз» – место, где он чувствует себя наименее комфортно в толпе молодежи, он - человек другого поколения, хотя в клубе почему-то стоит его диван, на котором сидят Уиллоу и Ксан с дыркой вместо сердца. На сцене Аня – развлекает публику, как придется ей самой развлекать (объяснять) гостей, после того, как Ксан бросит ее возле алтаря в «Hell’s Bell», хотя, как и здесь, он пообещал ей быть там вместе с ней.
WILLOW: Do you know this is your fault? (While Giles talks, we still see Anya in the background telling her joke.) GILES: We have to think of the facts, Willow. I'm very busy. I have a gig myself, you know.
WILLOW: (sighs) Something's after us. It's, uh, like some primal ... some animal force. (In the background we see Anya doing a funny walk.)
GILES: That used to be us.
XANDER: Don't get linear on me now, man.
То, чего боится Джайлз – в том, что они могут умереть, его вина, у него не хватило времени, он не проверил, а Уиллоу говорит ему об изначальной силе, и Джайлз автоматически говорит, что это были они. Ксан у него в снах – тот, кто вечно отлынивает от ответственности, ведь идея с объединением была его, помните?
WILLOW: Rupert. (Giles turns to look at her) You've gotta focus. You must have some kind of explanation. If we don't know what we're fighting, I don't think we stand a chance.
Да, Уиллоу права, только он может их спасти, но для этого надо взять себя в руки, сосредоточиться и начать думать, а способен ли он сейчас на это? Джайлз уже видел тьму, которую искал Ксан в своем сердце, он устал, безумно устал, он хочет стать свободной птицей. Помните его песню в «The Yoko Factor»?
Джайлз на сцене – в четвертом сезоне Джайлз пел уже два раза, это же не только логичное продолжение его образа в этом сезоне, но и спойлер к 6.07 «Once More With Feeling», он поет вместо того, чтобы говорить:
Strange, it's not like anything we faced before,
But it seems familiar somehow.
Of course. The spell we cast with Buffy must have released,
Some primal evil that's come back seeking,
I'm not sure what.
Willow, look through the chronicles for a reference to a warrior beast.
I've got to warn Buffy. There's every chance she might be next.
And Xander, help Willow. (Xander and Willow hold up cigarette lighters)
And try not to bleed on my couch I've just had it steam cleaned.
В его песни нам наконец-то говорят практически прямым текстом, что стало причиной появления Первой Истребительницы. И в тоже время – отсылка к «Хроникам Нарнии» или к хроникам Наблюдателей? И все равно этот аккуратный до боли Джайлз: «Ксандер, не запачкай мой диван кровью, я только что его почистил!».
Кстати, сон Джайлза – самый короткий из всех, он понял все намного раньше, даже не смотря на то, что у него во сне нету гида – нету Тары.
Внутренняя неосуществившаяся мечта Джайлза – стать рок-звездой. Вся атрибутика присутствует – наклон микрофона, группа, балдеющая публика с зажигалками. Помните его фотографию в молодости в 2.08 «The Dark Age». За роялем – Кристофер Бек, композитор Баффи, все остальные инструменты – группа «Four Star Mary», которая стоит за всеми песнями группы Оза «Dingoes Ate My Baby».
Джайлз ползет вдоль штор – опять шторы! – по проводу и находит те самые часы, его сон замыкается в круг и он понимает, что сейчас произойдет.
GILES: Well, that was ... obvious. (We see the dark-haired creature braced on the wall above him, holding a weapon.) GILES: I know who you are. (Another shot of the creature. Its weapon looks like a stake.)
GILES: And I can defeat you ... with my intellect. (We see the creature approaching from behind) I ... can cripple you with my thoughts. (It grabs his hair, puts a weapon against his forehead) Of course, you underestimate me. You couldn't know.
Он мог бы побороть ее своим умом, но Джайлз больше не доверяет своему уму, как Уиллоу – своему духу, а Ксандер – своему сердцу, а потому ему никогда не побороть ни свои страхи, ни Первую Истребительницу… У нее никогда не было Наблюдателя? Да, шаманы тогда еще не были Наблюдателями, они только стали ими…
Баффи: It’s all about power
Имя Баффи в некотрых языках означает «бык». Баффи – воин, Истребительница, последняя защитница Адской Пасти, последняя Истребительница. Но тогда она еще не осознала даже своего истребительства как такового, тогда она еще даже не начала понимать то, к чему пришла к концу пятого сезона (про седьмой я вообще молчу). Но Баффи – всегда Баффи, она всегда в первую очередь Баффи, а потом уже Истребительница. Во всем, начиная от отношений с друзьями (помните, нет пророчества про Истребительницу и друзей, она всегда одна) и заканчивая выбором в «The Gift». Даже в названии сериала – она сначала Баффи, а потому уже – Истребительница вампиров, хотя вполне можно было бы поставить наоборот. Ведь от перемены мест слагаемых сумма не меняется? Еще как меняется, еще как…
Манус – рука, то, что контролирует всех и то, что объединяет, сами руки ничего не могут, руками управляет ум, сердце и дух, которые, в свою, очередь не могут без руки – она их объединяет в единое целое.
Сон Баффи начинается в ее кровати в общежитии. В кровате Уиллоу возле нее лежит Аня.
ANYA: (whispers offscreen) Buffy! Wake up!)
ANYA: (whispers) Buffy, you have to wake up right away!
BUFFY: I'm not really in charge of these things. (Closes eyes)
ANYA: (anxious) Please wake up. Oh please.
BUFFY: (opens eyes) I need my beauty sleep. So stop it, okay?
Почему Аня? Потому что она – одно из связующих звеньев, последняя надежда Баффи – если бы она проснулась тогда, то не было бы всего, что случилось дальше, кроме того, Аня – единственная, кто остался. Нет ни Джайлза, ни Ксана, ни Уиллоу.
А Первая Истребительница приковала цепью к потолку. Помните, как шаманы делали Первую Истребительницу и как они хотели сделать тоже самое с Баффи в «Get It Done»?
Баффи засыпает и просыпается в комнате Джойс в кровати, которую они только-только застелили с Фейт во сней Фейт в 4.15 «This Year’s Girl», но Баффи не помнит, для кого они стелили кровать, хотя Фейт тогда четко сказала о том, что скоро приедет маленькая сестричка и надо быть готовой.
BUFFY: (looking back at bed) The guys aren't here, are they? We were gonna hang out (looks at Tara) and, watch movies t-
TARA: You lost them.
BUFFY: No. (Looks confused) No. I think they need me to find them. (Shot of the digital alarm clock next to the bed, showing 7:30 AM.)
BUFFY: (upset) It's so late.
TARA: Oh ... that clock's completely wrong. Here. (Shot of Tara's hands holding out the Tarot card "Manus" (the hands). It has a picture of two hands crossed, one open, the other balled into a fist.)
BUFFY: I'm never gonna use those. (Buffy's face in profile. Tara's face out of focus in background.)
TARA: You think you know ... what's to come ... what you are. You haven't even begun. (Shot of the bed, now neatly made.) (Buffy frowns.)
BUFFY: I think I need to go find the others. (She leaves.)
TARA (softly) Be back before dawn.
Почему опять Тара? Но она же гид, проводник, тот, кто ведет нас по снам. Изначально на ее месте здесь должна была быть Фейт, чтобы продолжить эту аллюзию к прошлым сериям, но почему бы не сделать запутаннее? Тара, как и во сне Уиллоу, неразрывно связана с этой кроватью и она снова задает вопросы. Тара – знакомое для Баффи, в чем-то родное лицо и, в тоже время, сильная ведьма. Кто она здесь? Powers That Be?
Что самое страшное для Баффи? Что ее главная слабость? Потерять друзей. Она не может без них, они ее слабость и ее сила, то, что она ценит в этой жизни больше всего. Она не мыслит себя без них. Поните 6.17 «Normal Again»? Пропадали друзья, пропадала вселенная в мозгу сумасшедшей Баффи. Первая, почти рефлекторная реакция на слова Тары о том, что он их потеряла – идти искать. Но ее останавливает то, что уже так поздно. Часы показывают 7:30. «Graduation Day, part 2» - 730 дней до смерти Баффи в «The Gift». Тара же говорит, что часы идут неправильно, еще не пришел ее час – как не придет ее час в «The Gift», несмотря на то, что она таки умерла, выбрав между Баффи и Истребительницей, несмотря на то, что Тара указала ей правильную карту – руку, ее часы – ее сила, она сама. Но она не думает, что сможет когда-либо их использовать, она не знает, как правильно использовать свою силу, она не знает, что стоит за ней. «You think you know…what’s come…what are you. You’ve haven’t even began». Она еще не начинала, она не понимает «что» она, не понимает свою силу и эту же фразу она услышит, заглянув в будущую комнату Дон, эту же фразу слово в слово повторит ей Дракула в «Buffy vs. Dracula». Повторы важны для каждого – у Уиллоу: «Это не костюм!», у Ксана: «Это не выход!». В них – соль сна, а каждый сам солит свои сны. Но Баффи должна найти друзей и найти она должна их до рассвета – до пробуждения, до нового начала, до Дон… Пожалуй, «be back before Dawn» - самый явный спойлер серии, который воплотится в жизнь уже в следующей серии. Она должна быть здесь для Дон, потому что все, что будет происходяить с ней дальше, неразрывно связано с Дон, но она не может потерять друзей, их надо найти, она не может остаться одна.
Мишель Трахтенберг была на съемках этой серии, хотя она тогда еще не знала, что будет играть Дон. Что-то в этом есть? Определенное есть…
Баффи снова в школе. На ней платье, котрое ей подарят в 5.12 «Checkpoint». Сюда возвращаются они все. И, как и в школьные дни, она снова ищет друзей. А находит маму. Правда, теперь мама живет в стене и играет в Mahjong (кажется, китайская игра, которой более 2-х тысяч лет, в Штатах была популярна в 20-х годах ХХ века, и в которой играющие переодеваются в 144 разных костюма – ровно 144 серии в «Баффи»). Что это за метафора? Родители всегда за стенами. Когда приходит время, они отгораживаются от нас, стараются не вмешиваться в нашу жизнь, но в тоже время мы всегда чувствуем их присутствием. За стеной. Хотя я вижу эту метафору немного по-другому – она предвестник смерти Джойс, которая выглядывает из этой стены, как из гроба с дырой. В стенах живут привидения, которым скоро станет Джойс. И Баффи уже начинает беспокоить то, что происходит, внутренне она чувствует, что эта стена несет что-то нехорошее, пугающее, но у нее есть цель – найти друзей. Мама же осталась позади, в школе, в детстве.
Она видит на ступеньках лестницы Ксана и следует за ним. Это ее лестница снова в той же метафорической форме – лестница есть взросление, правда, Баффи кажется, что Ксан всегда на пару ступенек выше, чем она, он уже начал взрослеть, а она – все еще ребенок, который, к тому же, не знает своего назначения. Но она должна найти друзей, взойти по лестнице…
А лестница ведет на первую ступень ее взросления – в Инициативу, к Райли.
RILEY: Hey there, killer.
BUFFY: (offscreen) Riley? You're back.
RILEY: I never left.
Он не называет ее по имени. То, его боится Баффи – он не видит в ней ее настоящую, он видит только Истребительницу, только Убийцу. «I never left» - отсылка к тому, что он таки уйдет в 5.10 «Into the Woods», как и Оз, который говорит Уиллоу: «I’ve been here forever». Он выберет между Баффи и Инициативой и Баффи уже подсознательно это знает.
Что же здесь? То, к чему нас всегда ведет Ведон – женская сила. Женская сила против мужской. Баффи против Райли.
BUFFY: (offscreen) But how did the debriefing go?
RILEY: I told you not to worry about that. It went great. They made me surgeon general. (Shot of Buffy looking surprised.)
BUFFY: Why didn't you come and tell me? We could have celebrated. (Shot of Riley sitting in the chair, wearing a suit.)
RILEY: Oh. (Looks at the other man ) We're drawing up a plan for world domination. (Looks back at Buffy, pleased.) The key element? Coffeemakers that think.
Они сделают его генералом, хоть это и утрированный вариант, они предложат то, от чего он не сможет отказаться, и он согласится принять это, он снова будет работать на тех, кто хочет править миром. «Key element» - это уже спойлер из другой оперы, это снова Дон и здесь тогда править миром будет Глори, а Баффи весь следующий сезон будет бороться с той, которая захочет разрушить ее мир все в тех же мирных целях – просто вернуться домой. Как и Инициатива, как и правительство вообще. Все преследуют мирные цели.
Райли и пистолет сняты в стиле «Джеймса Бонда», пистолет – метафора человеческой агресии, кстати, кроме как у Райли и Уоррена (Уиллоу/Уоррен в 7.13 «Killer In Me» - это все тот же Уоррен), никаких пистолетов в BtVS никогда не было, а вот Адам – единение человека и демона, в каком-то плане – Спайк, метафора того, о чем будет говорить весь седьмой сезон Изначальное – демон всегда живет внутри нас, зло всегда в нас, но внутри и источник его – мы сами. Адам не только наш Адам, Франкенштей рук профессора Волш, он еще и Адам из Эдемского сада и у него все еще много работы – всем надо дать имена (помните, чем занимался Адам с Эдемском саду?).
RILEY: It's what we do.
OTHER GUY: She's uncomfortable with certain concepts. (He's wearing a suit too, with no jacket.) It's understandable. Aggression is a natural human tendency. (Looks at Buffy) Though you and me come by it another way. (Shot of Buffy with the dark-haired creature behind her.)
BUFFY: We're not demons.
OTHER GUY: Is that a fact?
Факт ли то, что Истребительница - не демон? Все мы демоны в чем-то. А Истребительница сделана из демонической энергии, она ее часть. Но об этом позже – для этого есть «Get It Done».
Баффи узнает Адама, и пришло время уничтожить Инициативу, демоны вырвались на волю, но у Баффи есть оружие. Что есть оружие Баффи? Рука, ее сила, пришло время стать Истребительницей, как оно пришло в «Get It Done», когда Вуд принес ей ту самую сумку, которую Баффи открывает в «Restless» и в которой находит глину. Глина – это время и одновременная отсылка ко сну Джайлза и к Первой Истребительнице. Глина – символ Истребительницы, и только приняв ее часть Баффи попадает в свою часть пустыни. Помните, она сказала Ксану, что время еще не пришло. Сейчас оно наступило.
Кстати, здесь ключом есть Райли, который все больше напоминает Спайка – называет ее убийцей и говорит почти его фразами: «Я думал, ты хочешь найти друзей, так чего же ты ждешь?». И Баффи снова на пути к своей цели.
Но она никогда не найдет их в пустыне и потому она там. Она одна. Тара – ее гид. Изначально на месте Тары должен был быть Ангел. Но я даже не знаю, кто из них смотрелся бы лучше. И Тара ей не снится, ее одолжили, потому что кто-то должен говорить вместо Первой Истребительницы.
BUFFY: Why do you follow me? (The woman shakes her head.)
TARA: (offscreen) I don't.
BUFFY: Where are my friends? (Shot of the woman backing away from Buffy, still crouching down low.)
TARA: (offscreen) You're asking the wrong questions.
Баффи все еще ищет друзей, хотя должна спросить совершенно о другом, она должна найти силу Истребительницы и задает не те вопросы. Как задавала не те вопросы Спайку в 5.07 «Fool For Love», как снова задавала не те вопросы духу Первой Истребительницы в 5.18 «Intervention». Она должна узнать то, чего боится – Истребительница всегда одна, у нее нет друзей и смерть – ее дар. В ней говорит голос смерти, голос крови, она деструкция, абсолют, а в мире Баффи, который Баффи видит на карте, Истребительница не живет. В конце мы всегда одиноки, в смерти одиноки все.
TARA: (offscreen) I have no speech. No name. I live in the action of death, the blood cry, the penetrating wound. (The woman straightens up and looks Buffy in the eye.)
TARA: I am destruction. Absolute ... alone. (Buffy frowns.)
BUFFY: The Slayer. (The other woman looks at her.)
Tara: (offscreen) The first.
BUFFY: I am not alone.
TARA: The Slayer does not walk in this world.
BUFFY: I walk. (Side shot of the three of them.)
BUFFY: I talk. I shop, I sneeze. I'm gonna be a fireman when the floods roll back. (Shot of the First Slayer lifting her chin in anger.)
BUFFY: (offscreen) There's trees in the desert since you moved out.
Баффи, конечно, может стать пожарником, но отказаться от силы Истребительницы? Она еще ничего о ней не знает, но она знает абсолютно четко, что она не может быть одна. И даже человек с сыром уже никого не смущает. Многое изменилось со времен Первой Истребительницы и теперь есть пророчество об Истребительнице и ее друзьях, потому что эта Истребительница – не такая, как все, эта Истребительница – часть целого, часть человечества, которое она защищает, часть других людей, как и они – часть ее. Она – рука своего сердца, своего духа и своего ума и только она может освободить их. «That’s it! I’m waking up!». Она не источник ее силы и она не может убить этот источник в ней. Она сделала свой выбор и выберет снова в «The Gift», как выберет позже и в «Chosen».
@темы: Теория фандома, Баффи: 4 сезон
Все-таки пистолеты были..у Дарлы в серии "Ангел"...но это если уточнять
На то и дотошные фанаты существуют
Я всегда думала что этот момент (и вообще эта сцена) означает что Спайк навсегда сменил роль, сначала на первых снимках он как вампир из старых ужастиков, длинный плащ и горящие глаза, а сразу после фразы о Баффи вдруг раскрывает руки и свешивает голову вниз ввиде добровольной жертвы. Он для всех носил какую-то маску, что очень помогало для обольщения Дрю или Хармони.. для них он злой и страшный с садистскими наклонностями а для Хармони даже попахивало каким-то мафиози.. (настоящим он был только с Джойс и Уилолу в "Lovers Walk", потому-что их обеих он действительно уважал), рядом со Скубиками он был "Настоящим злом и никому не будет пощады".. и вот он решает отойти от этого образа и меняет его он сразу после фразы о Баффи. А какой образ подходит Баффи безотказно? Правильно Энджел. Герой, немного в нем тьмы, но это давнее, а сейчас он белый и пушистый и все только ради нее. Он весь пятый сезон настаивал на этом образе, даже открыто кричал в "Crush":
- Ты не видишь! Я же почти как Энджел.
А потом понял что образ не полон. Он еще недостоин своей любви, вот и поехал в Африку стать достойным... но это потом.. а пока во сне Джайлза он мерит образы и выбирает самый популярный...